Производственный парадокс - 4. Двойные стандарты

Юрий Корнилов
  Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2016/03/01/901


  Когда я столкнулся с беспределом, который не просто лежал на поверхности - кричал: "Вот он я!", я был в некотором шоке.
  Железнодорожная станция. Вокруг - несколько промышленных предприятий. Составы грузовых вагонов двигались в заводы и обратно. С дороги шли вагоны с сырьём, материалами, деталями, оборудованием, порожние вагоны под погрузку. А из заводов выходили вагоны, гружёные готовой продукцией. Железнодорожники и заводчане работали, практически, "бок о бок". Соответственно, общались между собой.
  И вот, в процессе такого общения, вырисовывалась интересная картина. Представители одной и той же профессии, а именно: осмотрщики-ремонтники вагонов, но работавшие на разных предприятиях, имели разные критерии оплаты труда. Шли, как я уже говорил, бок о бок, два осмотрщика-ремонтника вагонов, вдоль одного и того же поезда. По одной и той же земле, дышали одним и тем же воздухом, при одном и том же освещении, шуме и т.д. осматривали и ремонтировали одно и то же количество поездов в смену, подвергались воздействию всех абсолютно одинаковых производственных факторов. Но парадокс в том, что работник железной дороги получал положенные ему льготы: доплату за вредность, досрочный выход на пенсию по выработке определённого стажа, а работник завода, той же профессии, не получал ни того, ни другого. И при этом было "всё законно" ! Несмотря на то, что в перечне профессий, имеющих право на досрочный выход на пенсию, было сказано, что представители данной профессии имели такое право, независимо от места работы. Не удивлюсь, если сейчас этот перечень профессий уже "изменён", "поправлен" и "дополнен". Или, может быть, вовсе "упразднён", "утратил силу". А тогда, 4 года назад, было именно так. Что же касается доплаты за вредность, тоже тогда возникал вопрос: почему люди, работающие в одном месте, в одних и тех же условиях, получают разные компенсации за вредные условия труда (точнее: одни получают, другие - нет)? И, как там тогда говорилось некоторыми деятелями: "Всё законно!"
  Вторая часть...нет, не "Марлезонского балета" - лежащего на поверхности беспредела, тогда выглядела так. Мнение некоторых заводских руководителей удивительным образом менялось, в зависимости от тех, или иных обстоятельств. То есть, когда речь заходила о соблюдении требований охраны труда и о качестве выполняемой работниками работы, то территория, на которой работали некоторые заводские осмотрщики-ремонтники, "переходила" к железной дороге. "Переходила" в кавычках, потому что делалось это только на словах некоторых заводских руководителей. Для чего это делалось? Для того, чтобы повысить требования к качеству работы, выполняемой заводскими осмотрщиками-ремонтниками. Лично я считал и продолжаю считать организацию работы Ж/Д транспорта на железных дорогах России на порядок выше той, что существует на некоторых промышленных предприятиях. В частности, на упоминаемом мною заводе. Видимо, некоторые заводские руководители это тоже признавали. А когда заводские работники отвечали, что если к ним предъявляются повышенные требования, как на ЖД, то и зарплата должна быть такая же высокая, как там, то тут мнение их руководителей "перепрыгивало" обратно: "Не забывайте, вы работаете на заводе!" "Вы уж, милостивые судари, определитесь: где мы работаем?" - шутили некоторые заводчане. А когда подходило время уборки территории, или ремонта каких-либо сооружений, то тут территория снова "переходила" к железной дороге: "Их территория - пусть они и убирают, и ремонтируют!" И это при всём том, что на станции были чётко обозначены границы между территорией ЖД и подъездными путями промпредприятий. Вот уж, воистину, парадоксы и двойные, и даже тройные стандарты были в головах некоторых заводских руководителей! Может быть, потому, что почти никто из них не имел ни высшего специального образования, ни практического опыта работы на железных дорогах.
  Третья часть, опять же, не "Марлезонского балета", тогда выглядела следующим образом. Осмотрщиков-ремонтников, работавших на заводе, "добровольно-принудительно" направили на курсы обучения профессии "стропальщик". Слава Богу, за счёт предприятия. И с работы на занятия отпускали. Так вот: в приказе о направлении на курсы стропальщиков были такие слова: "...направляется на курсы обучения ВТОРОЙ профессии..." Под приказом стояла подпись начальника цеха и печать. Однако, когда работники сказали руководству цеха о том, что неплохо бы доплачивать за явное совмещение профессий, то в ответ получили недоумение: "Какое совмещение профессий?" Действительно: осмотрщик-ремонтник вагонов и стропальщик - какое тут совмещение профессий? Один осматривает и ремонтирует вагоны в поездах, другой поднимает грузы с помощью грузоподъёмных механизмов: кранов, тельферов. Какое тут совмещение профессий, особенно, когда в официальном документе русским языком написано: "...направляется на курсы обучения ВТОРОЙ профессии..." ?
  Вот такие производственные парадоксы. Или двойные стандарты. Или игра в одни ворота. Это уж кому как больше нравится - суть одна. Название завода я не указываю, имена действующих лиц - тоже. Полагаю, кто-либо из читателей знает о существовании подобных явлений и на том предприятии, где работает он, и на том предприятии, где работает кто-либо из его друзей, или знакомых...
  Попытки одного из трудовых коллективов завода добиться того, что, как полагали работники, им положено и по закону, и по Совести, успехом не увенчались. Обращения к руководству были абсолютно бесполезными, инициированная коллективом проверка нарушений не выявила, сами работники, впоследствии, махнули на это дело рукой, а их организатор, идейный вдохновитель и защитник был выдавлен с завода, как "враг народа"*. За реальную помощь народу был объявлен его врагом! Вот где парадокс-то!
  И сколько ещё разных парадоксов гуляет по нашему производству? И как долго им ещё гулять? И чего от них больше: пользы, или вреда? Если пользы - то кому? Если вреда - то, опять же, кому? И к чему такие парадоксы могут привести нашу экономику? И что будет, если взяться за их расследование как положено? Вопросов много...
  Судя по состоянию нашей экономики на данный момент, ответы на эти вопросы уже приходят. Или - закономерно прилетают бумерангом.



*Враг народа - так на производстве то ли в шутку, то ли всерьёз обычно называют того, кто имеет своё мнение и, что ещё опаснее для разных нечистых на руку дельцов и махинаторов, отстаивает права трудящихся и добивается улучшения условий их труда.